Борцы за трезвость на дорогах пошли вразнос: российских водителей хотят посадить под алкозамок. До конца 2020 года Минпромторгу поручено разработать концепцию применения этих устройств, а полигону НАМИ — проверить их на безопасность. Не дожидаясь принятия закона, я добровольно запер себя на алкозамок и попытался подобрать к нему ключ.
Наш эксперимент: можно ли обмануть алкозамок?
autoreview.ru
Алкозамок — это прибор, не дающий завести двигатель автомобиля, если в выдохе водителя обнаружены следы этанола. Попросту говоря, алкогольный иммобилайзер. Такие устройства применяются во многих странах (Швеция, Канада, США, Новая Зеландия, ЮАР), однако производителей оборудования можно сосчитать по пальцам. У нас на слуху — канадский Alcolock, российско-китайский Алкогран, Well Electric из Поднебесной, австралийский Guardian. И конечно, немецкий Dräger — компания, которая в свое время получила статус официального поставщика алкотестеров для российской ГИБДД.
Отечественные производители, увы, вымерли, так и не родившись. Десять лет назад на школьные автобусы в некоторых регионах установили экспериментальные алкоиммобилайзеры российского производства с незамысловатым названием Alcozamok, но затея была признана неудачной. Ближе других к созданию массового российского алкоцербера подошла компания Мета — производитель диагностического оборудования. Но цена одного прибора — не падайте в обморок! — от 80 тысяч рублей. Во столько оценивается «железо» (главным образом, электрохимический датчик с необходимым ресурсом) и технологии: алгоритм распознавания выдоха и криптозащита данных. То есть если закон об алкообязаловке пройдет, то автомобили подорожают как минимум на 80 тысяч рублей, причем без улучшения своих потребительских качеств. Почему-то сразу вспоминается навязанная нам ЭРА-ГЛОНАСС…
Алкозамок Dräger Interlock 7000, который попал мне в руки, изделие добротное — в России его инициативно устанавливают на машины, которые перевозят опасные грузы и нефтепродукты. Говорят, что цена 120 тысяч рублей грузоперевозчиков не смущает, потому что штрафы за похмельный «выхлоп» на такой работе огромны и платят их не только водители, но и работодатель. Выглядит приборчик изящно и крепится на приборной панели с подчеркнутой корректностью — мундштуком от себя. Порядок работы предельно понятен, интерфейс русифицирован, и если «выхлоп» чистый, то анализ пробы воздуха занимает пару секунд. Прибор позволяет настраивать порог отсечки (для нас сейчас — 0,16 промилле), частоту запросов и временной интервал задержек.
Удобно. Но до чего же строго!
Я попытался обмануть чувствительный нос немецкого алкозамка с помощью большой резиновой груши и воздушного шарика, рассчитывая создать нужное давление и прокачать через прибор необходимый объем воздуха. Черта с два: все махинации пресекались на начальном этапе. Похоже, что на технологии распознавания человеческого выдоха немцы съели всех собак. Дуть в прибор нужно «сочно», долго и до тех пор, пока в нутре алкозамка не щелкнут два шариковых клапана. Они, словно камеры на среднюю скорость, задают необходимый напор и объем и не дают обмануть прибор малой порцией выдоха. Дополнительно отслеживается температура задуваемого воздуха и его влажность. И если хоть один из этих параметров не соответствует «человеческому», пробу отфутболят.
Но ведь можно попросить дыхнуть в прибор трезвого человека! А вот за этим в теории должен следить «антимахинатор» — та часть алкозамка, которая отвечает за геолокацию, фиксацию времени, даты и видеосъемку. И если с ее помощью будет доказано, что в прибор дул кто-то другой… Дело в том, что в странах, где алкозамки применяются цивилизованно, они являются своеобразной альтернативой лишению прав. То есть если попался пьяным, но не хочешь ходить пешком, то получай соответствующую отметку в водительском удостоверении, устанавливай за свой счет алкозамок и продолжай ездить дальше. Но при первой же попытке обмануть прибор с правами придется расстаться надолго. Станете в таких условиях рисковать с подставным выдохом?
Правда, я уверен, что у нас криминальные автоэлектрики быстренько сварганят технически изящную «алкообманку», позволяющую запустить двигатель в обход алкозамка. Нет-нет, взламывать криптованный софт и лезть в цифровые мозги прибора никто не будет — решение есть, и оно вполне себе аналоговое. Управление можно завести на свободный канал сигнализации или на штатные кнопки, нажатие на которые отменит запрос на выдох. А с учетом того, что с 2022 года все автомобили, предназначенные для реализации в странах Евросоюза, обяжут иметь так называемую алкоподготовку (типовой шлейф для подключения алкозамка к силовым электроцепям или шине передачи данных), задача упрощается в разы. И это — главная беда алкозамков в России.
Но и жизни искренне раскаявшихся «алкотерпил», которые готовы каждый раз добросовестно «дуть в трубочку», тоже не позавидуешь: слишком много веществ-провокаторов. Мифы о «фонящем» кефире, кумысе и прочих молочных продуктах, энергетиках и квасе мы развеяли еще
семнадцать лет назад — нет в них алкоголя. Но спирто- и эфиросодержащие «полоскалки» для горла, спреи для ротовой полости и некоторые стоматологические препараты могут стать проблемой.
Описанный ниже факт приема алкоголя внутрь организма был сделан исключительно в качестве эксперимента и не является пропагандой употребления спиртных напитков.
Экспериментируя с Дрегером, я махнул 100 грамм водки, тщательно прополоскал рот и, будучи уверенным, что попаду под санкции, «дунул в трубочку». Прибор действительно обнаружил алкоголь, но не в выдохе, а в полости рта, попросил выждать пять минут (время настраивается, но паузу придется сделать в любом случае) и повторить замер. Потом вновь засомневался и велел подождать еще. Потом еще. На четвертый раз, после двадцатиминутной паузы, наконец-то загорелся зеленый индикатор — и мне разрешили запустить двигатель. Я трезвый!
Удивляться нечему: скорость опьянения (читай — всасывания алкоголя в кровь) у всех людей разная — и тут уж как повезет с физиологией. Но такое слишком придирчивое распознавание адсорбированного этанола на слизистой оболочке рта настораживает — представьте, как водителю после ополаскивания рта вполне невинным препаратом придется ждать по двадцать минут, чтобы завести мотор.
Вообще, мне кажется, что чиновники Минпромторга не до конца осознали сложность и курьезность задачи. Что делать, если в семье несколько автомобилей, — ставить алкозамки на все и вынудить всех домочадцев продуваться? А как быть, если человек еще ездит на мотоцикле? Когда алкозамок получит статус средства измерения, его придется периодически поверять и калибровать — еще одна забота. И, наконец, как вести себя в случае крайней необходимости? Когда понимаешь, что выпил, а ехать надо — например, чтобы спасти чью-то жизнь?
А ведь если посмотреть чуть вперед, то решение проблемы очевидное. И в разы более дешевое. Современный смартфон — это однозначная идентификация владельца (по отпечатку пальца или по системе Face ID), веб-транспорт для передачи любых данных и средство удаленной диагностики, которым уже сегодня пользуются врачи. Надо только написать соответствующее приложение и придумать технологию. Не исключено, что она позволит выявлять состояние опьянения вообще без алкодатчика — с помощью встроенной видеокамеры. И речь не только о пьяницах, ведь есть еще и наркотики.
Идеализировать свою инициативу не собираюсь, потому что маргиналы и патологические алкаши в обществе будут всегда — вопрос лишь в отношении к ним. И быстро эту проблему не решить. Но если наряду с запретами внушать человеку, что алкоголь за рулем — это зло, показывать последствия хмельных аварий и рассказывать про сломанные человеческие судьбы, то, глядишь, грядущее поколение водителей может изменить свое отношение к выпивке. И замки не понадобятся.