ЭРА-ГЛОНАСС: как, зачем и почему (все версии)

  • Автор темы Admin
  • Дата начала
  • Ответы 87
  • Просмотры 16К

Admin

Administrator
Сообщения
3,140
Реакции
3,175
Адрес
Россия, Москва
Авто
VW Touran 1.6 MPI BSE 2008, VW Tiguan 2.0 TDI DBGC 2018
Система «ЭРА-ГЛОНАСС» – ваш спасатель-помощник в случае ДТП или ЧП, но при этом и «незримый шпион», который постоянно знает, где вы находитесь и куда движетесь… Как с этим жить, если вы начинающий параноик или даже истинный гуру мании преследования и теорий заговоров?

"Под колпаком" у телефона
Многие помнят эпизод из незабвенного роад-муви «Бумер», в котором бандиты «уходили на дно», сматываясь из города, выключая телефоны и вынимая из них батареи. Надо сказать, фильм оказался отчасти пророческим. На экраны он вышел полтора десятилетия назад, в эпоху примитивных кнопочных мобильников, однако тотальное использование сотовой связи для слежки за населением развернулось в полной мере лишь в последние годы… И речь идет далеко не только о криминале – с этим могут неожиданно столкнуться и вполне законопослушные граждане. Скажем, вас не взяли на должность на госслужбе. Возможно, причина банально-профессиональная, а возможно, где-то в закрытых базах данных вы числитесь как… завсегдатай протестных митингов, к примеру.

Безумие? Отнюдь. Силовые структуры постоянно запрашивают у сотовых компаний логи на определенные географические координаты, дату и время. В этих логах автоматически фиксируется, какие номера мобильных телефонов находились в энное время в энном месте. А большинство номеров привязано к паспортным данным владельцев… Может быть, вы действительно были на сомнительном (с точки зрения властей) уличном мероприятии, а может, просто так случайно совпало, но в какой-нибудь списочек «сомнительных» или «неблагонадежных» вас на всякий случай занесли. Ибо пути и мысли «соответствующих служб» неисповедимы…
Собственно, к чему это все? Да к тому, что если паранойя разыгралась, телефон при необходимости можно на время и выключить. А вот как быть со «шпионом», которого волей-неволей возит с собой каждый владелец нового автомобиля последних лет выпуска? Зовут этого «шпиона» блок «ЭРА-ГЛОНАСС».

Как это работает?
Блок «ЭРА-ГЛОНАСС» включает в себя два главных элемента – это GPS/ГЛОНАСС-приемник, который определяет координаты автомобиля, и GSM-приемо-передатчик, иными словами – упрощенный сотовый телефон без клавиатуры и дисплея, предназначенный для передачи координат и голосовой связи с оператором службы спасения. Сотовый телефон в «Эре» не имеет слота для сим-карты и не привязан ни к одному оператору – оператор в нем «виртуальный», объединяющий все российские мобильные сети в одну, и при активации системы вызов спасателей просто автоматически осуществляется через сеть с самым сильным сигналом.
В разговоре о паранойе и бегстве из под ока Большого брата возникает резонный вопрос: если человека можно отследить по его телефону, чей номер связан в базах оператора сотовой связи с паспортными данными хозяина, то как можно отследить автовладельца, в чьей машине стоит блок «ЭРА-ГЛОНАСС» без сим-карты?
Очень просто! Дело в том, что, несмотря на отсутствие у блока «Эры» телефонного номера, устройство, как и любой мобильный телефон, обладает так называемым IMEI-идентификатором – уникальным персональным кодом. Этот код в автоматическом режиме передается базовым станциям сотовой связи при регистрации в сети во время включения, а также при движении – переходе из радиуса действия одной базовой станции в радиус следующей. Иными словами, и мобильный телефон без сим-карты, и модуль «Эры» постоянно и автоматически отмечают IMEI-номером своё местоположение и свой путь. Эти данные накапливаются и хранятся у мобильных операторов и могут быть востребованы при необходимости.

У мобильных телефонов номер IMEI всегда написан на упаковочной коробке, а также его легко узнать, набрав на клавиатуре код *#06#
А у модуля «ЭРА-ГЛОНАСС» IMEI-код написан прямо на нем самом:

1269


А теперь пофантазируем…
У любого автопроизводителя имеются данные по комплектации каждой сошедшей с конвейера машины. И, конечно же, в его базах есть серийные номера и IMEI-идентификаторы всех блоков «ЭРА-ГЛОНАСС», которые были установлены на автомобили. И если кто-то, облеченный полномочиями, заинтересуется передвижениями Ивана Ивановича Иванова на его личном авто, то информацию он получит в три простых шага. Сперва сделает запрос в базу данных ГИБДД, выясняя марку, модель и VIN-номер зарегистрированного на Ивана Иваныча транспортного средства, затем сделает запрос на завод-производитель с целью узнать IMEI-номер блока «ЭРА-ГЛОНАСС», установленного в автомобиле с конкретным VIN. После чего затребует у сотовых операторов логи перемещений этого IMEI – где и когда он был… И если вы пренебрежительно махнете рукой «да ну, кто станет так заморачиваться!», то окажетесь неправы. Станут, и запросто.
Причем даже не обязательно получать данные с GPS/ГЛОНАСС-приемника, установленного в «Эре» (хотя, вероятно, и их можно начать запрашивать без ведома владельца автомобиля). Для отслеживания достаточно обычной повседневной работы GSM-модуля, который постоянно «отмечается» в сети. Так работает принцип простейшего грубого пеленгования - LBS-метод отслеживания местоположения по базовым станциям. Этот же алгоритм применяется при работе простейших китайских трекеров, лишенных в угоду экономии GPS-чипа.

Где границы паранойи?
Едва ли кто-то «пасет» нас, обычных граждан, всегда и везде. Во всяком случае, не хотелось бы в такое верить… Однако, к примеру, факт самопроизвольного прослушивания телефонами наших разговоров и отправки ключевых слов в облачные хранилища для последующей подачи персонифицированной контекстной рекламы общеизвестен. Почему, скажем, подобное с какими-либо целями не может делать и «Эра»? Например, в будущем страховщики хотят с помощью «ЭРА-ГЛОНАСС» автоматически получать данные об аварии (VIN, место, время, скорость), а также контролировать стиль нашего вождения, чтобы определять с помощью этих данных стоимость полиса. Понравится такое не всем. В перспективе - интеграция «Эры» с «Платоном», а потенциально и с иными схожими гнусными придумками Большого брата. Когда-нибудь и скоростные штрафы через эту систему смогут приходить, ведь технически это реализовать несложно. Тут уже не пошутишь – «машина, дескать, сама себя не оштрафует!». Оштрафует, да еще как…
Да, возможность спасти жизнь водителя, который лежит без сознания в улетевшей в кювет на пустынной дороге машине, бесценна. Но в свете вышесказанного даже очевидно полезные свойства спасательной системы не дают некоторым гражданам преодолеть в отношении нее предубеждение и анархические настроения. И неудивительно, что у иных бунтарей руки чешутся «шпиона» обезвредить. В форуме почти любого интернет-автоклуба можно встретить тему типа «Как отключить ЭРА-ГЛОНАСС?».

Как отключить «шпиона»?
Блок «ЭРА-ГЛОНАСС» на большинстве автомобилей – это самостоятельный модуль, «черная коробочка». Месторасположение его достаточно индивидуально, в зависимости от модели авто, но на тематических автофорумах обычно этот вопрос уже разжеван. Если говорить о бюджетных машинах, то доступ к «Эре» чаще всего прост. Например, в нашем редакционном VW Polo он открыто лежит под передним пассажирским сиденьем, в Hyundai Solaris находится внутри торпедо под магнитолой, в Лада Веста закреплен под корпусом «бардачка».
Обычно к блоку подходит многопроводной разъем, связывающий его с питанием, динамиком, микрофоном, CAN-шиной и рядом других точек в электросистеме авто. Банальное извлечение этого разъема из блока полностью обезвреживает «шпиона», однако может вызывать появление символа ошибки на панели приборов, отключение микрофона в штатном hands-free (он кое-где идет через блок «Эры») или породить какие-то иные электронные конфликты. Удаление предохранителя из цепи, питающей «Эру», также может вызвать "глюки". К тому же вырубятся иные важные автомобильные функции, никак не связанные со «шпионажем», а просто висящие на том же предохранителе.
Так как обезвредить «ЭРА-ГЛОНАСС» без возникновения проблем? Для начала обращаемся с этой просьбой в ремзону одного из крупнейших дилерских центров VW в Москве.
«Мы не первый раз слышим такую просьбу, но сделать этого не можем» – говорит мастер-диагност дилерского центра VW: «Во-первых, как дилеры мы не имеем права на такую операцию: подобное категорически запрещает производитель. А во-вторых, отключение этой системы генерирует массу ошибок – в системе подушек безопасности, в системе стабилизации и даже в системе АКП – слишком глубоко она интегрирована в электронику автомобиля…».

1270


1271


Ну, что ж… Если дилер помочь не желает даже за деньги – попробуем сами!
Кроме многоконтактного разъема на корпусе блока «Эры» установлены еще и два высокочастотных антенных гнезда. В них вставляются два коаксиальных кабеля – ведущих к антенне GPS/ГЛОНАСС и к антенне GSM, обычно находящихся в «плавничке» на крыше. Может быть, достаточно извлечь из разъема кабель, идущий к антенне GSM? По логике, в этом случае сотовый модуль блока «ЭРА-ГЛОНАСС» перестанет видеть сотовые сети, и «Эра» лишится возможности оставлять «цифровые следы».

Отключаем, причём сразу оба антенных кабеля - и GSM, и GPS/ГЛОНАСС, поскольку их разъемы представляют собой единое целое. Проверяем, нажав на кнопку «SOS», и… слышим сперва гудки, а затем голос: «Оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» - что у вас произошло?».
Черт, система работает без антенны! Почему? Попытаемся разобраться и вскроем корпус.

1272


1273


1274


Внутри мы видим основную плату с недорогим телематическим чипсетом Qualcomm MDM6200 и блок автономной работы на основе литиевого аккумулятора Tadiran TLI-1550A мощностью 2,6 ватт-часа с модулем зарядки. И – вот сюрприз - обнаруживаем на плате встроенную GSM-антенну, почти такую же, как и в большинстве мобильных телефонов!

1275


Зачем нужна дублирующая антенна внутри, если есть максимально эффективная выносная антенна на крыше? На самом деле, все просто, объясняет электрик-диагност дилерского центра.
– Главная задача системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и ее прародителя европейской «E-Call» - спасение жизней водителя и пассажиров в ситуациях, в которых они сами себе помочь не в состоянии. А крупные аварии с серьезными травмами часто предполагают переворот автомобиля и падение его на крышу. В этом случае внешняя антенна, скорее всего, будет деформирована или уничтожена, и чтобы спасательная система не лишилась работоспособности, в дело вступит антенна встроенная, резервная.
Ну, раз уж взялись параноить – параноим по-полной! Отключаем встроенную антенну, снимая ее полностью:

1276


Возвращаем блок в автомобиль, подключаем большой разъем-гребенку. Антенна на крыше отключена, встроенная антенна демонтирована – теперь система явно должна «ослепнуть». Но после нажатия на кнопку «SOS» мы снова слышим: «Оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» - что у вас произошло?». Черт, «шпион» работает вообще без антенн! Как же так?
  • Все дело в том, что современный уровень плотности расстановки базовых станций сотовых сетей в городах и их окрестностях уже достиг едва ли не предельного значения, – комментирует инженер-планировщик GSM-сетей. - Сила сигнала в сети настолько высока, что GSM-модули в телефонах и телематических устройствах, коим является «Эра», способны работать, используя в качестве антенны коротенькую медную контактную дорожку на плате, оставшуюся после снятия полноценной антенны!»
В итоге полностью заглушить упорного «шпиона» нам удалось только закутав блок без антенн целиком в фольгу и заземлив ее… Да уж, бандитам из «Бумера» в этом смысле определенно было проще.
На этом этапе попытки отключить «ЭРА-ГЛОНАСС» простыми методами мы забросили. Дальше, видимо, нужно искать схему блока и разводку проводов центрального разъема, чтобы обезвредить устройство корректно, без появления индикации ошибок или иных "глюков". Возможно, дезактивацию системы все же можно провести через сервисную диагностическую программу. В общем, нужно выяснять в каждом конкретном случае индивидуально.
Правда, есть еще один вариант, но он потребует определенной гражданской организованности. Владельцам одинаковых моделей авто можно по договоренности… обменяться блоками «ЭРА-ГЛОНАСС»! В этом случае IMEI блока и VIN автомобиля перестанут быть связанными друг с другом, и потенциальное отслеживание станет невозможным. Любители паранойи могут найти единомышленников внутри интернет-автоклубов, посвященных своей модели, и организовать обмен. Ну или купить себе блок «Эры» на разборке, как вариант... Метод, в принципе, работоспособен. Мы проверили на двух редакционных VW Polo, поменяв «шпионов» местами: никаких ошибок и глюков не возникло, что означает отсутствие какой-либо кодовой привязки блока к автомобилю.

Цифры и мысли
Если «борьба против системы» захватила вас, что называется, по полной программе, и вы все же решили избавиться от «шпиона в автомобиле» раз и навсегда, нужно крепко подумать и определиться, что вам важнее – ваша паранойя, реальная или мнимая, или все же возможность получить помощь, находясь в бессознательном состоянии после аварии? Ведь по словам оператора «ЭРА-ГЛОНАСС», на конец ноября 2018 года в системе было зарегистрировано уже более 2 907 000 автомобилей и принято 2 088 350 экстренных вызовов. Хотя 99% вызовов оказались ложными (ошибочными, для проверки, развлечения и так далее), но 22 766 сигналов действительно потребовали реагирования экстренных оперативных служб, причем 12 700 из них поступили в автоматическом режиме. То есть, без участия человека, после ДТП со значительными повреждениями автомобиля...

Евгений Балабас
Источник
 

UVM

Участник
Сообщения
12
Реакции
2
Авто
VW Passat RP 1991
На счёт батарейки герои фильма Бумер были абсолютно правы. Выключить телефон кнопкой не достаточно, его скрытно может активировать аппаратура СОРМ(Содействия Оперативно-Розыскным Мероприятиям), такая и в советское время ставилась и сейчас ставится на абсолютно все АТС ёмкостью 100 и выше номеров, в том числе и ведомственные. У сотовиков она позволяет скрытно включить аппарат даже самый-самый старый и как отслеживать его местонахождение, так и скрытно прослушивать разговоры окружающих. Причём батарея отключается не полностью разряженной и если она "села" и не позволяет юзеру включить аппарат, то сорм может с таким аппаратом работать.
Симкарта совсем не обязательна, у телефона есть имей, который светится при каждом обращении к базовой станции, а также за этим имеем прописывается владелец телефона при его покупке.
Теоретически, краденный телефон органам найти ничего не стоит, будь в нём только батарейка и неважно что симку ворюга скинул сразу после кражи. Жаль вот только заморачиваться с этим органы не особо желают. Это же надо делать запрос к сотовикам и так далее и тому подобное, но функционал есть.

Рекламщики тоже следят, из личного опыта:
Разговаривал я на перекуре со знакомым об передвижных электростанциях и похвалился что на предыдущей работе была хорошая электростанция с очень хорошим дизельным двигателем малоизвестного японского бренда. Телефон был просто в кармане, когда вернулся и вошёл в интернет уже с компьютера, так рекламой двигателей и электростанций этого бренда меня просто завалили и реклама преследовала во всех аккаунтах несколько месяцев.
 

Алексе

Завсегдатай
Сообщения
49
Реакции
9
Адрес
Санкт-Петербург
Авто
Шеви Орландо, Карок амбишион 4*2, FE+зима+технологии+эл.складывание зеркал+эл.багажник Капучино
А можно вообще эту Эру Глонасс отключить програмно?
 

Mexys

Мастер-советчик
Сообщения
426
Реакции
341
Адрес
Россия
Авто
VW Tiguan WE 1,4
А можно вообще эту Эру Глонасс отключить програмно?
Надо посмотреть ещё при подключении к машине. Пока свободного времени нет. Я уже думал про это. Хотя в случае аварии это кому то может спасти жизнь , а с другой стороны нет никакой статистики как реагируют службы на сообщения эра-глонасс. Был знакомый раньше в службе спасения, вот бы у него узнать. Но давно его не видел .Я бы отключать не стал пока. Кстати по скоростному режиму в случае аварии там запись тоже имеется и передаётся куда надо.
 
Последнее редактирование:

Gammavit

Профессиональный советчик
Сообщения
691
Реакции
433
Адрес
Россия
Авто
Пока не Karoq
Хотя в случае аварии это кому то может спасти жизнь
Это только в лесу где-то, где нет людей, которые смогут сообщить об аварии.
Но здесь такой момент - в таких местах, где нет людей (леса и горы) сотовой связи обычно нет и сама Эра тоже никому не сможет сообщить об аварии.
 

Сашок-28

Завсегдатай
Сообщения
64
Реакции
15
Адрес
МО
Авто
Skoda Karoq 1,4 4x4 2020
Это только в лесу где-то, где нет людей, которые смогут сообщить об аварии.
Но здесь такой момент - в таких местах, где нет людей (леса и горы) сотовой связи обычно нет и сама Эра тоже никому не сможет сообщить об аварии.
Ну задумка немного другая😉. Эра сообщает о внештатный ситуации , когда водитель не может о ней сообщить самостоятельно. На счет зоны покрытия мобильных вышек- да, если машина не в зоне, эра бесполезна.
 

sevdalin

Мастер-советчик
Сообщения
162
Реакции
202
Адрес
Moscow
Авто
Karoq
Как часто у нас бывает задумка хорошая, а вот реализация странная мягко говоря.

координаты она должна определять по спутникам, а связь по сотовой связи что ли?
Post automatically merged:

Видимо в теории должно быть так: если вы попали в дтп где то в горах, в лесу...где нет сотового сигнала то система:
1. По датчикам удара поймет, что вы попали в дтп и....? (Дальше мне непонятно, как она оповестит диспетчера по сотовой связи??)
2. Место она определить по спутникам (тут ОК в теории понятно).
3. Диспетчер начнет звонить в авто и при недозвоне - вызовет мчс (тут тоже все понятно).

но только если первый пункт не сработал все остальные бессмыслены.
 

Вложения

  • 36F72D5E-9E18-46CB-8477-3661D7A4806C.png
    36F72D5E-9E18-46CB-8477-3661D7A4806C.png
    458.8 КБ · Просмотры: 299
Последнее редактирование:

Сашок-28

Завсегдатай
Сообщения
64
Реакции
15
Адрес
МО
Авто
Skoda Karoq 1,4 4x4 2020
Думаю алгоритм немного сложнее)) моя машинка стояла около трех часов с открытими дверями- делали 3d коврики, и по итогу эра сделала вызов- диспетчер поинтересовался, всё ли в порядке.. Думаю там разные условия для вызова предусмотрены.
 
Последнее редактирование модератором:

sevdalin

Мастер-советчик
Сообщения
162
Реакции
202
Адрес
Moscow
Авто
Karoq
условия наверное
Мне больше интересно, как это реализовано в части связи в отдаленных от цивилизации местах.
 
Последнее редактирование модератором:

Беляш

Профессиональный советчик
Сообщения
574
Реакции
289
Адрес
Оренбург
Авто
Skoda Karoq 1.4
Там всё просто - нет связи значит нет помощи. Но это не проблема системы как таковой.
 

Jettaвод

Moderator
Сообщения
1,162
Реакции
1,506
Адрес
Россия, Калининград
Авто
VW Passat B8.5 - 1,4 TSI, DSG-7 (2020)
Там всё просто - нет связи значит нет помощи. Но это не проблема системы как таковой.
Система спутниковая. Зоны без покрытия радиорелейной и прочей телефонной связью ее не касаются. Телефонная связь с пострадавшими - не является обязательным условием для помощи.
 

Станислав

Moderator
Сообщения
663
Реакции
715
Адрес
СПб
Авто
VW Tiguan 2.0 TSI 2020 (была Skoda Yeti 1.8)
зоны без покрытия связью ее не касаются.
@Jettaвод, вот цитата из вашей же ссылки:
  • Сигнал о бедствии с данными о местоположении передается через сотовую сеть непосредственно в центр экстренной системы.
Так что без GSM работать не будет наша "эра".
 

Jettaвод

Moderator
Сообщения
1,162
Реакции
1,506
Адрес
Россия, Калининград
Авто
VW Passat B8.5 - 1,4 TSI, DSG-7 (2020)
Обалдеть! Тогда зачем весь этот танец со спутниками, если всё равно всё только по мобильной связи?! Не постигаю. Был уверен, что ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система. Зачем она тогда в нашем "автоделе"? Если только для определения координат, то их и "по телефону" можно определить.
 

RIK

Мастер-советчик
Сообщения
394
Реакции
286
Адрес
Ленинград
Авто
Karoq 1,4 8АКПП
Был уверен, что ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система. Зачем она тогда в нашем "автоделе"?
Наверное все же сигнал с тревогой и координатами приходит через спутник, а помощь оператор вызывает из близлежащего населенного пункта по телефону. Хотя может и нет.
 

OldCoder

Мастер-советчик
Сообщения
417
Реакции
406
Адрес
Москва, Коммунарка
Авто
Рено Логан 1.4 2007г.
то их и "по телефону" можно определить.
"По телефону" точность низкая, особенно где базовых станций мало. "Танец со спутниками" - ну, Вы же представляете, во сколько создание ГЛОНАСС по деньгам встало. Очень хотелось чтобы "как у людей" - чтобы не только военным, но и под "гражданские" нужды. И идея Эры с точки зрения освоения денег - очень даже ничего. Насчет других "мирных" способов способов использования ГЛОНАСС - может, кто подскажет, я не очень в курсе.
Спутниковая связь - нет там спутниковой связи. Вот в руководстве по установке
"Изделие обеспечивает приём навигационных сигналов систем ГЛОНАСС и GPS, и передачу по сетям подвижной радиотелефонной связи на сервер автоматизированной системы мониторинга данных, содержащих следующую информацию:
• собственный идентификационный номер;
• навигационные данные(широта, долгота, высота, направление, дата и время по Гринвичу);
• признак нажатия кнопки «Экстренный вызов»
• профиль ускорения при дорожно-транспортном происшествии;
Изделие соответствует эксплуатационной группе B4, ГОСТ 16019-01."
Так что мрачная константация факта от @Беляш "Нет сигнала - нет пробл помощи" очень кратко и полностью характеризует систему. И да, это не проблема системы, это Ваша проблема :lol2:
 

Gammavit

Профессиональный советчик
Сообщения
691
Реакции
433
Адрес
Россия
Авто
Пока не Karoq
Наверное все же сигнал с тревогой и координатами приходит через спутник
Нет.
Спутник только для определения координат и работает только на прием.
Сигнал идет через мобильную сеть.
 

OldCoder

Мастер-советчик
Сообщения
417
Реакции
406
Адрес
Москва, Коммунарка
Авто
Рено Логан 1.4 2007г.
А Дальний Восток пока решили лишний раз не злить :coffee:
Еще год можно без Эры
Post automatically merged:

В тему стартовой статьи - с сайта ГАИС
"Как отмечается, сегодня ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» является не только инструментом, сохраняющим жизнь и здоровье участников дорожного движения, но и универсальной цифровой платформой. На основе базовых функций системы реализован ряд инновационных продуктов и услуг для цифровизации различных отраслей экономики."
Можно понимаьб, как хотите ;)
 

RIK

Мастер-советчик
Сообщения
394
Реакции
286
Адрес
Ленинград
Авто
Karoq 1,4 8АКПП
Спутник только для определения координат и работает только на прием.
Сигнал идет через мобильную сеть.
Тогда это вообще не интересно. Даже на платной М-11 Москва-СПб есть участки без покрытия сотовой. Другой вопрос, что на оживленной трассе всегда найдется человек, который вызовет экстренные службы.
 
Сверху