ЭРА-ГЛОНАСС: как, зачем и почему (все версии)

  • Автор темы Admin
  • Дата начала
  • Ответы 87
  • Просмотры 19К

Admin

Administrator
Сообщения
3,224
Реакции
3,233
Адрес
Россия, Москва
Авто
VW Touran 1.6 MPI BSE 2008, VW Tiguan 2.0 TDI DBGC 2018
Система «ЭРА-ГЛОНАСС» – ваш спасатель-помощник в случае ДТП или ЧП, но при этом и «незримый шпион», который постоянно знает, где вы находитесь и куда движетесь… Как с этим жить, если вы начинающий параноик или даже истинный гуру мании преследования и теорий заговоров?

"Под колпаком" у телефона
Многие помнят эпизод из незабвенного роад-муви «Бумер», в котором бандиты «уходили на дно», сматываясь из города, выключая телефоны и вынимая из них батареи. Надо сказать, фильм оказался отчасти пророческим. На экраны он вышел полтора десятилетия назад, в эпоху примитивных кнопочных мобильников, однако тотальное использование сотовой связи для слежки за населением развернулось в полной мере лишь в последние годы… И речь идет далеко не только о криминале – с этим могут неожиданно столкнуться и вполне законопослушные граждане. Скажем, вас не взяли на должность на госслужбе. Возможно, причина банально-профессиональная, а возможно, где-то в закрытых базах данных вы числитесь как… завсегдатай протестных митингов, к примеру.

Безумие? Отнюдь. Силовые структуры постоянно запрашивают у сотовых компаний логи на определенные географические координаты, дату и время. В этих логах автоматически фиксируется, какие номера мобильных телефонов находились в энное время в энном месте. А большинство номеров привязано к паспортным данным владельцев… Может быть, вы действительно были на сомнительном (с точки зрения властей) уличном мероприятии, а может, просто так случайно совпало, но в какой-нибудь списочек «сомнительных» или «неблагонадежных» вас на всякий случай занесли. Ибо пути и мысли «соответствующих служб» неисповедимы…
Собственно, к чему это все? Да к тому, что если паранойя разыгралась, телефон при необходимости можно на время и выключить. А вот как быть со «шпионом», которого волей-неволей возит с собой каждый владелец нового автомобиля последних лет выпуска? Зовут этого «шпиона» блок «ЭРА-ГЛОНАСС».

Как это работает?
Блок «ЭРА-ГЛОНАСС» включает в себя два главных элемента – это GPS/ГЛОНАСС-приемник, который определяет координаты автомобиля, и GSM-приемо-передатчик, иными словами – упрощенный сотовый телефон без клавиатуры и дисплея, предназначенный для передачи координат и голосовой связи с оператором службы спасения. Сотовый телефон в «Эре» не имеет слота для сим-карты и не привязан ни к одному оператору – оператор в нем «виртуальный», объединяющий все российские мобильные сети в одну, и при активации системы вызов спасателей просто автоматически осуществляется через сеть с самым сильным сигналом.
В разговоре о паранойе и бегстве из под ока Большого брата возникает резонный вопрос: если человека можно отследить по его телефону, чей номер связан в базах оператора сотовой связи с паспортными данными хозяина, то как можно отследить автовладельца, в чьей машине стоит блок «ЭРА-ГЛОНАСС» без сим-карты?
Очень просто! Дело в том, что, несмотря на отсутствие у блока «Эры» телефонного номера, устройство, как и любой мобильный телефон, обладает так называемым IMEI-идентификатором – уникальным персональным кодом. Этот код в автоматическом режиме передается базовым станциям сотовой связи при регистрации в сети во время включения, а также при движении – переходе из радиуса действия одной базовой станции в радиус следующей. Иными словами, и мобильный телефон без сим-карты, и модуль «Эры» постоянно и автоматически отмечают IMEI-номером своё местоположение и свой путь. Эти данные накапливаются и хранятся у мобильных операторов и могут быть востребованы при необходимости.

У мобильных телефонов номер IMEI всегда написан на упаковочной коробке, а также его легко узнать, набрав на клавиатуре код *#06#
А у модуля «ЭРА-ГЛОНАСС» IMEI-код написан прямо на нем самом:

1269


А теперь пофантазируем…
У любого автопроизводителя имеются данные по комплектации каждой сошедшей с конвейера машины. И, конечно же, в его базах есть серийные номера и IMEI-идентификаторы всех блоков «ЭРА-ГЛОНАСС», которые были установлены на автомобили. И если кто-то, облеченный полномочиями, заинтересуется передвижениями Ивана Ивановича Иванова на его личном авто, то информацию он получит в три простых шага. Сперва сделает запрос в базу данных ГИБДД, выясняя марку, модель и VIN-номер зарегистрированного на Ивана Иваныча транспортного средства, затем сделает запрос на завод-производитель с целью узнать IMEI-номер блока «ЭРА-ГЛОНАСС», установленного в автомобиле с конкретным VIN. После чего затребует у сотовых операторов логи перемещений этого IMEI – где и когда он был… И если вы пренебрежительно махнете рукой «да ну, кто станет так заморачиваться!», то окажетесь неправы. Станут, и запросто.
Причем даже не обязательно получать данные с GPS/ГЛОНАСС-приемника, установленного в «Эре» (хотя, вероятно, и их можно начать запрашивать без ведома владельца автомобиля). Для отслеживания достаточно обычной повседневной работы GSM-модуля, который постоянно «отмечается» в сети. Так работает принцип простейшего грубого пеленгования - LBS-метод отслеживания местоположения по базовым станциям. Этот же алгоритм применяется при работе простейших китайских трекеров, лишенных в угоду экономии GPS-чипа.

Где границы паранойи?
Едва ли кто-то «пасет» нас, обычных граждан, всегда и везде. Во всяком случае, не хотелось бы в такое верить… Однако, к примеру, факт самопроизвольного прослушивания телефонами наших разговоров и отправки ключевых слов в облачные хранилища для последующей подачи персонифицированной контекстной рекламы общеизвестен. Почему, скажем, подобное с какими-либо целями не может делать и «Эра»? Например, в будущем страховщики хотят с помощью «ЭРА-ГЛОНАСС» автоматически получать данные об аварии (VIN, место, время, скорость), а также контролировать стиль нашего вождения, чтобы определять с помощью этих данных стоимость полиса. Понравится такое не всем. В перспективе - интеграция «Эры» с «Платоном», а потенциально и с иными схожими гнусными придумками Большого брата. Когда-нибудь и скоростные штрафы через эту систему смогут приходить, ведь технически это реализовать несложно. Тут уже не пошутишь – «машина, дескать, сама себя не оштрафует!». Оштрафует, да еще как…
Да, возможность спасти жизнь водителя, который лежит без сознания в улетевшей в кювет на пустынной дороге машине, бесценна. Но в свете вышесказанного даже очевидно полезные свойства спасательной системы не дают некоторым гражданам преодолеть в отношении нее предубеждение и анархические настроения. И неудивительно, что у иных бунтарей руки чешутся «шпиона» обезвредить. В форуме почти любого интернет-автоклуба можно встретить тему типа «Как отключить ЭРА-ГЛОНАСС?».

Как отключить «шпиона»?
Блок «ЭРА-ГЛОНАСС» на большинстве автомобилей – это самостоятельный модуль, «черная коробочка». Месторасположение его достаточно индивидуально, в зависимости от модели авто, но на тематических автофорумах обычно этот вопрос уже разжеван. Если говорить о бюджетных машинах, то доступ к «Эре» чаще всего прост. Например, в нашем редакционном VW Polo он открыто лежит под передним пассажирским сиденьем, в Hyundai Solaris находится внутри торпедо под магнитолой, в Лада Веста закреплен под корпусом «бардачка».
Обычно к блоку подходит многопроводной разъем, связывающий его с питанием, динамиком, микрофоном, CAN-шиной и рядом других точек в электросистеме авто. Банальное извлечение этого разъема из блока полностью обезвреживает «шпиона», однако может вызывать появление символа ошибки на панели приборов, отключение микрофона в штатном hands-free (он кое-где идет через блок «Эры») или породить какие-то иные электронные конфликты. Удаление предохранителя из цепи, питающей «Эру», также может вызвать "глюки". К тому же вырубятся иные важные автомобильные функции, никак не связанные со «шпионажем», а просто висящие на том же предохранителе.
Так как обезвредить «ЭРА-ГЛОНАСС» без возникновения проблем? Для начала обращаемся с этой просьбой в ремзону одного из крупнейших дилерских центров VW в Москве.
«Мы не первый раз слышим такую просьбу, но сделать этого не можем» – говорит мастер-диагност дилерского центра VW: «Во-первых, как дилеры мы не имеем права на такую операцию: подобное категорически запрещает производитель. А во-вторых, отключение этой системы генерирует массу ошибок – в системе подушек безопасности, в системе стабилизации и даже в системе АКП – слишком глубоко она интегрирована в электронику автомобиля…».

1270


1271


Ну, что ж… Если дилер помочь не желает даже за деньги – попробуем сами!
Кроме многоконтактного разъема на корпусе блока «Эры» установлены еще и два высокочастотных антенных гнезда. В них вставляются два коаксиальных кабеля – ведущих к антенне GPS/ГЛОНАСС и к антенне GSM, обычно находящихся в «плавничке» на крыше. Может быть, достаточно извлечь из разъема кабель, идущий к антенне GSM? По логике, в этом случае сотовый модуль блока «ЭРА-ГЛОНАСС» перестанет видеть сотовые сети, и «Эра» лишится возможности оставлять «цифровые следы».

Отключаем, причём сразу оба антенных кабеля - и GSM, и GPS/ГЛОНАСС, поскольку их разъемы представляют собой единое целое. Проверяем, нажав на кнопку «SOS», и… слышим сперва гудки, а затем голос: «Оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» - что у вас произошло?».
Черт, система работает без антенны! Почему? Попытаемся разобраться и вскроем корпус.

1272


1273


1274


Внутри мы видим основную плату с недорогим телематическим чипсетом Qualcomm MDM6200 и блок автономной работы на основе литиевого аккумулятора Tadiran TLI-1550A мощностью 2,6 ватт-часа с модулем зарядки. И – вот сюрприз - обнаруживаем на плате встроенную GSM-антенну, почти такую же, как и в большинстве мобильных телефонов!

1275


Зачем нужна дублирующая антенна внутри, если есть максимально эффективная выносная антенна на крыше? На самом деле, все просто, объясняет электрик-диагност дилерского центра.
– Главная задача системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и ее прародителя европейской «E-Call» - спасение жизней водителя и пассажиров в ситуациях, в которых они сами себе помочь не в состоянии. А крупные аварии с серьезными травмами часто предполагают переворот автомобиля и падение его на крышу. В этом случае внешняя антенна, скорее всего, будет деформирована или уничтожена, и чтобы спасательная система не лишилась работоспособности, в дело вступит антенна встроенная, резервная.
Ну, раз уж взялись параноить – параноим по-полной! Отключаем встроенную антенну, снимая ее полностью:

1276


Возвращаем блок в автомобиль, подключаем большой разъем-гребенку. Антенна на крыше отключена, встроенная антенна демонтирована – теперь система явно должна «ослепнуть». Но после нажатия на кнопку «SOS» мы снова слышим: «Оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС» - что у вас произошло?». Черт, «шпион» работает вообще без антенн! Как же так?
  • Все дело в том, что современный уровень плотности расстановки базовых станций сотовых сетей в городах и их окрестностях уже достиг едва ли не предельного значения, – комментирует инженер-планировщик GSM-сетей. - Сила сигнала в сети настолько высока, что GSM-модули в телефонах и телематических устройствах, коим является «Эра», способны работать, используя в качестве антенны коротенькую медную контактную дорожку на плате, оставшуюся после снятия полноценной антенны!»
В итоге полностью заглушить упорного «шпиона» нам удалось только закутав блок без антенн целиком в фольгу и заземлив ее… Да уж, бандитам из «Бумера» в этом смысле определенно было проще.
На этом этапе попытки отключить «ЭРА-ГЛОНАСС» простыми методами мы забросили. Дальше, видимо, нужно искать схему блока и разводку проводов центрального разъема, чтобы обезвредить устройство корректно, без появления индикации ошибок или иных "глюков". Возможно, дезактивацию системы все же можно провести через сервисную диагностическую программу. В общем, нужно выяснять в каждом конкретном случае индивидуально.
Правда, есть еще один вариант, но он потребует определенной гражданской организованности. Владельцам одинаковых моделей авто можно по договоренности… обменяться блоками «ЭРА-ГЛОНАСС»! В этом случае IMEI блока и VIN автомобиля перестанут быть связанными друг с другом, и потенциальное отслеживание станет невозможным. Любители паранойи могут найти единомышленников внутри интернет-автоклубов, посвященных своей модели, и организовать обмен. Ну или купить себе блок «Эры» на разборке, как вариант... Метод, в принципе, работоспособен. Мы проверили на двух редакционных VW Polo, поменяв «шпионов» местами: никаких ошибок и глюков не возникло, что означает отсутствие какой-либо кодовой привязки блока к автомобилю.

Цифры и мысли
Если «борьба против системы» захватила вас, что называется, по полной программе, и вы все же решили избавиться от «шпиона в автомобиле» раз и навсегда, нужно крепко подумать и определиться, что вам важнее – ваша паранойя, реальная или мнимая, или все же возможность получить помощь, находясь в бессознательном состоянии после аварии? Ведь по словам оператора «ЭРА-ГЛОНАСС», на конец ноября 2018 года в системе было зарегистрировано уже более 2 907 000 автомобилей и принято 2 088 350 экстренных вызовов. Хотя 99% вызовов оказались ложными (ошибочными, для проверки, развлечения и так далее), но 22 766 сигналов действительно потребовали реагирования экстренных оперативных служб, причем 12 700 из них поступили в автоматическом режиме. То есть, без участия человека, после ДТП со значительными повреждениями автомобиля...

Евгений Балабас
Источник
 
На счёт батарейки герои фильма Бумер были абсолютно правы. Выключить телефон кнопкой не достаточно, его скрытно может активировать аппаратура СОРМ(Содействия Оперативно-Розыскным Мероприятиям), такая и в советское время ставилась и сейчас ставится на абсолютно все АТС ёмкостью 100 и выше номеров, в том числе и ведомственные. У сотовиков она позволяет скрытно включить аппарат даже самый-самый старый и как отслеживать его местонахождение, так и скрытно прослушивать разговоры окружающих. Причём батарея отключается не полностью разряженной и если она "села" и не позволяет юзеру включить аппарат, то сорм может с таким аппаратом работать.
Симкарта совсем не обязательна, у телефона есть имей, который светится при каждом обращении к базовой станции, а также за этим имеем прописывается владелец телефона при его покупке.
Теоретически, краденный телефон органам найти ничего не стоит, будь в нём только батарейка и неважно что симку ворюга скинул сразу после кражи. Жаль вот только заморачиваться с этим органы не особо желают. Это же надо делать запрос к сотовикам и так далее и тому подобное, но функционал есть.

Рекламщики тоже следят, из личного опыта:
Разговаривал я на перекуре со знакомым об передвижных электростанциях и похвалился что на предыдущей работе была хорошая электростанция с очень хорошим дизельным двигателем малоизвестного японского бренда. Телефон был просто в кармане, когда вернулся и вошёл в интернет уже с компьютера, так рекламой двигателей и электростанций этого бренда меня просто завалили и реклама преследовала во всех аккаунтах несколько месяцев.
 
А можно вообще эту Эру Глонасс отключить програмно?
 
А можно вообще эту Эру Глонасс отключить програмно?
Надо посмотреть ещё при подключении к машине. Пока свободного времени нет. Я уже думал про это. Хотя в случае аварии это кому то может спасти жизнь , а с другой стороны нет никакой статистики как реагируют службы на сообщения эра-глонасс. Был знакомый раньше в службе спасения, вот бы у него узнать. Но давно его не видел .Я бы отключать не стал пока. Кстати по скоростному режиму в случае аварии там запись тоже имеется и передаётся куда надо.
 
Последнее редактирование:
Хотя в случае аварии это кому то может спасти жизнь
Это только в лесу где-то, где нет людей, которые смогут сообщить об аварии.
Но здесь такой момент - в таких местах, где нет людей (леса и горы) сотовой связи обычно нет и сама Эра тоже никому не сможет сообщить об аварии.
 
Это только в лесу где-то, где нет людей, которые смогут сообщить об аварии.
Но здесь такой момент - в таких местах, где нет людей (леса и горы) сотовой связи обычно нет и сама Эра тоже никому не сможет сообщить об аварии.
Ну задумка немного другая?. Эра сообщает о внештатный ситуации , когда водитель не может о ней сообщить самостоятельно. На счет зоны покрытия мобильных вышек- да, если машина не в зоне, эра бесполезна.
 
Как часто у нас бывает задумка хорошая, а вот реализация странная мягко говоря.

координаты она должна определять по спутникам, а связь по сотовой связи что ли?
Post automatically merged:

Видимо в теории должно быть так: если вы попали в дтп где то в горах, в лесу...где нет сотового сигнала то система:
1. По датчикам удара поймет, что вы попали в дтп и....? (Дальше мне непонятно, как она оповестит диспетчера по сотовой связи??)
2. Место она определить по спутникам (тут ОК в теории понятно).
3. Диспетчер начнет звонить в авто и при недозвоне - вызовет мчс (тут тоже все понятно).

но только если первый пункт не сработал все остальные бессмыслены.
 

Вложения

  • 36F72D5E-9E18-46CB-8477-3661D7A4806C.png
    36F72D5E-9E18-46CB-8477-3661D7A4806C.png
    458.8 КБ · Просмотры: 374
Последнее редактирование:
Думаю алгоритм немного сложнее)) моя машинка стояла около трех часов с открытими дверями- делали 3d коврики, и по итогу эра сделала вызов- диспетчер поинтересовался, всё ли в порядке.. Думаю там разные условия для вызова предусмотрены.
 
Последнее редактирование модератором:
условия наверное
Мне больше интересно, как это реализовано в части связи в отдаленных от цивилизации местах.
 
Последнее редактирование модератором:
Там всё просто - нет связи значит нет помощи. Но это не проблема системы как таковой.
 
Там всё просто - нет связи значит нет помощи. Но это не проблема системы как таковой.
Система спутниковая. Зоны без покрытия радиорелейной и прочей телефонной связью ее не касаются. Телефонная связь с пострадавшими - не является обязательным условием для помощи.
 
зоны без покрытия связью ее не касаются.
@Jettaвод, вот цитата из вашей же ссылки:
  • Сигнал о бедствии с данными о местоположении передается через сотовую сеть непосредственно в центр экстренной системы.
Так что без GSM работать не будет наша "эра".
 
Обалдеть! Тогда зачем весь этот танец со спутниками, если всё равно всё только по мобильной связи?! Не постигаю. Был уверен, что ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система. Зачем она тогда в нашем "автоделе"? Если только для определения координат, то их и "по телефону" можно определить.
 
Был уверен, что ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система. Зачем она тогда в нашем "автоделе"?
Наверное все же сигнал с тревогой и координатами приходит через спутник, а помощь оператор вызывает из близлежащего населенного пункта по телефону. Хотя может и нет.
 
то их и "по телефону" можно определить.
"По телефону" точность низкая, особенно где базовых станций мало. "Танец со спутниками" - ну, Вы же представляете, во сколько создание ГЛОНАСС по деньгам встало. Очень хотелось чтобы "как у людей" - чтобы не только военным, но и под "гражданские" нужды. И идея Эры с точки зрения освоения денег - очень даже ничего. Насчет других "мирных" способов способов использования ГЛОНАСС - может, кто подскажет, я не очень в курсе.
Спутниковая связь - нет там спутниковой связи. Вот в руководстве по установке
"Изделие обеспечивает приём навигационных сигналов систем ГЛОНАСС и GPS, и передачу по сетям подвижной радиотелефонной связи на сервер автоматизированной системы мониторинга данных, содержащих следующую информацию:
• собственный идентификационный номер;
• навигационные данные(широта, долгота, высота, направление, дата и время по Гринвичу);
• признак нажатия кнопки «Экстренный вызов»
• профиль ускорения при дорожно-транспортном происшествии;
Изделие соответствует эксплуатационной группе B4, ГОСТ 16019-01."
Так что мрачная константация факта от @Беляш "Нет сигнала - нет пробл помощи" очень кратко и полностью характеризует систему. И да, это не проблема системы, это Ваша проблема :lol2:
 
Наверное все же сигнал с тревогой и координатами приходит через спутник
Нет.
Спутник только для определения координат и работает только на прием.
Сигнал идет через мобильную сеть.
 
А Дальний Восток пока решили лишний раз не злить :coffee:
Еще год можно без Эры
Post automatically merged:

В тему стартовой статьи - с сайта ГАИС
"Как отмечается, сегодня ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» является не только инструментом, сохраняющим жизнь и здоровье участников дорожного движения, но и универсальной цифровой платформой. На основе базовых функций системы реализован ряд инновационных продуктов и услуг для цифровизации различных отраслей экономики."
Можно понимаьб, как хотите ;)
 
Спутник только для определения координат и работает только на прием.
Сигнал идет через мобильную сеть.
Тогда это вообще не интересно. Даже на платной М-11 Москва-СПб есть участки без покрытия сотовой. Другой вопрос, что на оживленной трассе всегда найдется человек, который вызовет экстренные службы.
 
Назад
Сверху