Сегодняшняя статейка в АР на эту тему применительно к дальнобойщикам. Статья как обычно платная, но интересная, поэтому выложу в чуть сокращенном виде (минимум картинок).
Вирус дальнего боя: фуры, карантин и бесконечные очереди
autoreview.ru
Коронавирус сильнейшим образом повлиял на грузовой транспорт, работа которого неразрывно связана с экономикой, — и дело не только в резком сокращении объема перевозок! Причем местами в Европе ситуация близка к коллапсу.
Сколько раз во время поездок по Европе, в том числе за рулем дальнобойных тягачей, я с улыбкой проскакивал мимо бывших погранпереходов! Вот Бельгия сменилась Голландией, а я и не заметил, только ненужный домик таможни мелькнул на обочине. Чехия — Словакия? Вообще никакой разницы, поскольку когда-то это было одно государство. Более того, я много раз ловил себя на мысли, что после коротких командировок в Центральную Европу напрочь забываю, в какой стране был, — так они похожи с точки зрения водителя грузовика.
А теперь Евросоюз, который, казалось, навсегда стер границы, превратился в массу суверенных княжеств, каждое из которых вводит свои порядки и закрывает границы по собственному разумению! Сразу заметим: ситуация меняется с каждым днем, поэтому то, что было актуально на момент написания статьи, может кардинально (или не очень) поменяться буквально на следующий же день. Но общая картина такова.
После того как в нашей стране 18 марта ввели двухнедельный карантин для тех, кто возвращается из-за границы, власти спохватились: а как же работники транспорта? Поэтому 23 марта Роспотребнадзор выпустил разъяснение, согласно которому экипажи судов и авиалайнеров, поездные бригады и, наконец, «водители автомобилей международного грузового сообщения» освобождаются от данной обязанности.
Однако, по нашей информации, некоторые дальнобойщики, которые возвращаются из-за рубежа, все же получают на нашей границе предписание о двухнедельной самоизоляции — это касается, к примеру, тех, кто был в «эпицентре поражения», Италии. Водитель с таким предписанием еще не успел до дома доехать, а ему уже участковый звонит: «Насчет вас поступила информация!»
Но это еще цветочки. Знаете, что случилось на границе Болгарии с Турцией? Турки решили пропускать к себе дальнобойщиков исключительно после двухнедельного карантина, а попросту — отстоя по ту сторону границы! Соцсети обошло отчаянное видео от украинского дальнобойщика, который вместе с сотней коллег из Молдавии, Польши и т.д. застрял не просто в приграничной зоне, а в настоящем гетто, которое соорудили болгары. Дальнобойщиков загнали на заброшенный «совдеповский» аэродром в Хасково, спешно соорудили въездные ворота — и заперли посреди голого поля, где нет ни инфраструктуры, ни туалетов. «У нас тут немае ни воды, ни еды — ничого», — комментирует автор видео, добавляя, что им раз в день привозят по бутылке воды и по паре круассанов на человека. Представляете, какая там творится антисанитария? И коронавирус далеко не самое злобное, что может расплодиться в подобных условиях.
А теперь на минутку представьте себя в роли обычного дальнобойщика — но не нашего, привыкшего к трудностям, лишениям и газовой плитке, а европейского. Он рулит и отдыхает строго по часам, обедает и ночует на чистеньких паркингах с кафешками, переезжает из одной страны в другую, не замечая границ. И вдруг все рухнуло в одночасье: появились пограничные контроли, проверки, медосмотры... И бесконечные очереди, связанные со всем этим.
Поначалу круче всех отожгли поляки: после того как они стали требовать от каждого въезжающего в страну заполнения подробного документа (откуда, куда, где был), очередь из фур со стороны Германии на cеверном автобане А11 выстроилась на 30 км, на южном А15 — на 35 км, а на центральном А12 — больше чем на 50 км, чуть ли не до Берлина! То же творилось на польских границах с Литвой и Чехией.
Немецким полиции и таможне даже пришлось открыть заброшенную с «доевросоюзовских» времен площадку для приграничного отстоя, на которой тут же скопилось 600 (!) грузовиков и туристических автобусов. Украинцы, которые возвращались на таком автобусе из Кёльна домой через Польшу, вообще разбили около одной из заправок цыганский табор — и только при помощи местного МЧС их удалось через несколько дней временно разместить в спортивном интернате. Ох, не мечтали о таком немцы, привыкшие к порядку и чистоте...
Все кончилось плохо: один из дальнобойщиков (причем из самой же Польши), не ожидавший пробки на А12, не успел затормозить, врезался в хвост колонны и погиб, еще один водитель тяжело пострадал. После этого, по нашим сведениям, немецкие власти пришли в ярость — и поляки под их нажимом отменили бумажную волокиту. Но восстановление границ и введение на них контроля, пусть даже только медицинского, привело к безумным пробкам по всей Европе: скажем, на чешско-словацких погранпереходах очереди достигали 30—40 километров, а немецкие водители ждали проезда в Швейцарию по 17 часов.
Словения вообще перестала пропускать фуры из Италии: дальнобойщики повернули обратно, чтобы пройти через Австрию, — но в итоге оказались заперты между Австрией и Венгрией. В свою очередь, Венгрия начала пропускать к себе только при наличии сертификата о том, что водитель не заражен коронавирусом, — причем документу должно быть не больше четырех дней. А что делать тем, кто уже не одну неделю живет на колесах?
Неудивительно, что в этих условиях незыблемая, казалось бы, система труда и отдыха водителей ЕСТР дала сбой — пожалуй, впервые за всю ее историю. Поэтому, например, в Германии дальнобойщикам официально разрешили увеличить общее время вождения с девяти до десяти часов в день, в Польше, Нидерландах и Великобритании — до одиннадцати. Водители рассказывают, что в Португалии и Испании водителям вообще советуют вытащить из тахографа карточку водителя (пластиковая карта с электронным чипом, по которой контролируется режим) и включить режим для стран, в которых не нужен тахограф. А в Германии дальнобойщикам неофициально сообщают, что, поскольку в сложившихся условиях трудно соблюдать правила ЕСТР, за такие нарушения наказывать временно не будут.
Логично, ведь большое количество придорожных стоянок, туалетов и душей (прощай, гигиена!) закрыто из-за вируса, а, скажем, в порту Антверпена прекратил работу знаменитый огромный грузовой паркинг Goordijk. Но в Европе на обочине не припаркуешься, да и криминальная обстановка во многих регионах оставляет желать лучшего: по заключению Еврокомиссии, и до кризиса в Евросоюзе не хватало ста тысяч безопасных парковочных мест для грузовиков — то есть дальнобойщики были обеспечены стоянками только на 3/4, а сейчас и того меньше.
Устои европейского транспорта рушатся один за другим: страны начали отменять традиционный запрет на передвижение фур по воскресеньям. Интересно, что власти Германии долго не могли принять единого решения: скажем, Баварию, Саксонию и землю Шлезвиг-Гольштейн по воскресеньям фурам пересекать было можно, а вот другие регионы страны — нет. Наконец, 8 апреля власти отменили такой запрет по всей Германии.
Но в тот же день Франция ввела обязательное заполнение документов на границах для иностранных водителей! Это усугубляется «трудностями перевода»: перевозчики, въезжающие в Италию, тоже обязаны заполнить длиннющий италоязычный формуляр на двух страницах. Думаете, он дублируется хотя бы на английском? Ничего подобного! Правда, в интернете предлагается распечатать, например, немецкую инструкцию по заполнению этого формуляра. Так и видится: наемные водители откуда-нибудь из Восточной Европы, которые и по-немецки знают только-то «шеф, цвай бир» («шеф, два пива»), сгрудившись в кабине (какие там дистанция в полтора метра и маски!), пытаются дружно заполнить бумаги на неведомом им языке.
И на этом фоне вовсю плавает мутная рыба: в конце марта немецкие таможенники тормознули автопоезд с румынскими номерами и обнаружили 19 тонн нелегального табака без документов, а двумя неделями раньше в одном из баков тягача уже из Бельгии нашли вместо солярки 1200 л мазута, которым отапливают дома. Сколько еще таких контрабандистов беспрепятственно пересекает «свободный» Евросоюз из конца в конец?
Теперь — ближе к нашим реалиям. Совмин Республики Беларусь 27 марта принял постановление, согласно которому транзитные дальнобойщики, въехавшие в страну, обязаны покинуть ее на следующий же день и по кратчайшему маршруту. Останавливаться разрешено лишь в строго определенных местах, на АЗС и около кафе из списка. В этом списке есть даже заведение «Валентина и дочери»: то ли им повезло, то ли, наоборот, нет... Если водитель нарушит правила — штраф от 54 до 1350 белорусских рублей (примерно от 1600 до 40 тысяч российских рублей — вот это диапазон!) или административный арест. Справедливости ради надо отметить, что вся информация изложена — четко и с картами для скачивания — на сайте БАМАП, Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков.
С Казахстаном отдельная история: наши перевозчики привыкли срезать дорогу Омск — Курган по казахстанской территории, а теперь там стали требовать загранпаспорт, которого у многих нет. В результате приходится делать крюк длиной почти 700 км.
Ну а Россия вслед за Европой чуть не вступила в феодализм: области и регионы начали перекрывать магистрали на въездах, вводя свои правила. Астраханская область запретила въезд любого транспорта из других регионов, кроме того, что перевозит товары первой необходимости, передвижение грузовиков по Татарстану разрешили только при наличии справки из местного Минтранса, а для въезда в Казань потребовалось дополнительное разрешение по СМС. Впрочем, 6 апреля премьер Михаил Мишустин жестко раскритиковал решения о закрытии границ регионов — но не прошло и десяти дней, как ввели пропуска для въезда в Москву и область. К чему это привело, нетрудно догадаться — и если бы только к пробкам.
По нашей информации, еще за несколько дней до введения пропускной системы фуру, которая везла муку в Подмосковье, тормознули на посту: мол, пропуск есть? А раз нет — либо разворачивайся, либо плати тысячу рублей.
Но дальнобойщикам деваться некуда: они продолжают рулить по необъятной России, закрытой на карантин — и с закрытыми придорожными кафе. Впрочем, чтобы не разориться, многие заведения предлагают еду навынос. Перед одной из подмосковных заправок раньше горели крупные надписи: «Шашлыки», «Раки», «Фейерверки». А теперь вместо этого: «Шаурма», «Маски», «Дезинфекция». Какие времена — такова и реклама!
И последнее. Еще 16 марта Правительство РФ велело отменить в этом году весенние ограничения по нагрузкам на ось, которые столько лет были головной болью перевозчиков. Действительно, на федеральных трассах их отменили повсеместно, но вот на второстепенных дорогах в ряде регионов (например, в Нижегородской и Орловской областях) ограничения остались. А мы-то было обрадовались...