Руководство Вибрации на руле, вибрации автомобиля от колёс

Описание неисправности:
Вибрации на руле или вибрации всего автомобиля в диапазоне скоростей 80-160 км/ч.
Сводка TPI 2035735/1

Техническое обоснование:
Из-за постоянно растущих требований к сцеплению автомобиля с дорогой, точности управления и жёсткости подвески автомобили становятся более чувствительными с точки зрения передачи вибраций от колёс. Источником большинства рекламаций по вибрациям автомобиля являются колёса. Дополнительная балансировка колёс или замена комплекта колёс с шинами на другой, непроверенный, не является достаточной проверкой, которая позволила бы исключить колёса из числа причин данной рекламации.

Наиболее частые причины вибраций колёс:
1. Плохая балансировка колёс.
2. Повышенное радиальное или боковое биение шин.
3. Повышенное радиальное или боковое биение колёс (дисков).
4. Повышенная радиальная сила (её колебание), действующая на автомобиль от колёс.
5. Неблагоприятное положение шины на ободе.
6. Стояночная деформация шины (Flatspoting).
7. Передача вибраций от поверхности дороги.

В следующих главах разъясняются причины, характер воздействия на автомобиль и пути решения для отдельных видов рекламаций. Отдельные главы и изложенные в них проблемы могут быть связаны между собой.
Поэтому на соответствующие связанные главы делаются ссылки.
Не все явления, вызывающие такие рекламации, можно устранить с помощью обычных балансировочных станков для колёс; в некоторых случаях требуются специальные балансировочные станки с роликом, имитирующим дорогу, фирмы Hunter VAS6230(A). В таких случаях даётся ссылка на эту установку.

1. Плохая балансировка колёс
Колёса всегда должны балансироваться в ноль в обеих плоскостях установки грузов.
Процесс балансировки проводится всегда на чистых колёсах - без грязи и наледей на внутренней части и без камней, застрявших в щелях рисунка протектора шин. Необходимо обеспечить правильное положение колеса на валу балансировочного станка. Следует использовать соответствующий конус, не имеющий повреждений, или пятиточечное приспособление для крепления.
Если колёса подвержены стояночной деформации шин (см. главу 6), то их нужно балансировать сразу после пробной поездки протяжённостью не менее 30 км. Колесо со стояночной деформацией имеет неидеальное распределение масс и соответственно повышенный дисбаланс. При «обкатке» шины происходит выравнивание распределения её масс, а поздняя балансировка колеса не будет соответствовать её реальному состоянию.
Благодаря балансировке «обкатанных» колёс, сразу после пробной поездки, проблема устраняется.
Примечание: В ходе эксплуатации балансировка колеса изменяется. Это обычное явление, по этой причине колёса
никогда не удаётся отбалансировать точно до 0,0 г. Допустимые значения дисбаланса см. в Руководстве по ремонту, глава «Шины».

2. Повышенное радиальное или боковое биение шин
Измерение проводится посредством индикатора часового типа с магнитной стойкой. Измерение радиального и бокового биения проводится на шине, которая смонтирована на обод и накачана до нормы. Измерение можно провести непосредственно на автомобиле при условии, что стойка индикатора крепится на детали, поворачивающейся вместе с колесом при повороте руля (например, на амортизаторе). При измерении на балансировочном станке следует обязательно использовать соответствующий конус, не имеющий повреждений, или пятиточечное приспособление для крепления.
Для данного измерения необходимо наличие на беговой дорожке и на боковине шины непрерывной кольцевой полосы. Измерение начинается от вентиля. По завершении одного оборота исходное и конечное значения должны совпасть (исключается ошибка смещения базы). Биение есть разность между значениями в высшей и низшей точках за один оборот колеса. Предписанные значения следует брать в Руководстве по ремонту.
Если колёса подвержены стояночной деформации шин (см. главу 6), то измерения на них нужно проводить сразу после пробной поездки протяжённостью не менее 30 км. На шине, подверженной стояночной деформации, при измерении отмечается локальное уплощение. За счёт «обкатки» шины происходит выравнивание распределения её масс, и результат измерения будет соответствовать нормальному состоянию шины в эксплуатации.
При измерении бокового биения могут возникать локальные впадины на боковине. Они являются не неисправностью, а следом перекрытия слоёв каркаса шины. Боковина в этом месте более жёсткая, что проявляется в виде сужения профиля. Это явление не может быть основанием для замены шины.

3. Повышенное радиальное или боковое биение колёс (дисков)
Измерение биения обода осуществляется аналогично измерению на шине. Измерение проводится на колесе без шины, область измерения- посадочная полка обода, см. рис.. Радиальное биение измеряется в плоскостях А1, А2. Боковое биение измеряется в плоскостях В1, В2. Предписанные значения (допуски) следует брать в Руководстве по ремонту.

1618445803740.png


4. Повышенная радиальная сила (её колебание), действующая на автомобиль от колёс
Из-за биения обода и шины, а также из-за неоднородности жёсткости боковой стенки каждое колесо вызывает изменение радиальной силы, действующей на автомобиль. Эту силу нельзя определить на обычном балансировочном станке. Её можно определить только с помощью балансировочного станка Hunter VAS6230(A) под нагрузкой на колесо, создаваемой обкатным роликом. Подвеска автомобиля может поглотить максимальное колебание радиальной силы до 80 Н. Если колебание силы превышает это значение, то при разгоне или торможении могут отмечаться вибрации на руле. При значительном превышении допустимого значения силы явление отмечается и при движении с постоянной скоростью.

Причины повышенных колебаний радиальной силы могут быть следующими:
• Неравномерная жёсткость боковой стенки шины
Путём измерения собственно биения шины определить эту неоднородность не удастся. К тому же неоднородность жёсткости боковой стенки шины проявляется под нагрузкой. Попросту говоря, в более мягкой области шина под нагрузкой прогибается сильнее, чем в более жёсткой.

• Неправильная посадка борта шины на полке обода
Если посадочная полка обода (зона посадки борта шины) была плохо очищена, то борт шины неправильно заходит на полку, а шина ведёт себя примерно так же, как при неравномерной жёсткости боковой стенки (см. 4a).

• Высокое давление в шине
Давление в шине очень сильно влияет на колебание радиальной силы на данном колесе. Чем выше давление в шине, тем более заметной становится неравномерность жёсткости боковой стенки. Наш опыт и результаты измерений показывают, что при повышении давления на 0,5 бар значение колебания радиальной силы может удвоиться. Поэтому при рекламациях по поводу вибраций обязательно следует выдерживать предписанное значение давления в шинах в привязке к нагрузке. Для измерений на станке Hunter обычно устанавливают давление 2,5 бар. Затем оно корректируется в соответствии с наклейкой с данными в автомобиле.

• Механические повреждения на шине или на колесе
При механических повреждениях на шине или на колесе колебание радиальной силы становится более заметным. Обычно при этом появляется радиальное и боковое биение (которые можно измерить).

• Стояночная деформация шины (см. главу 6.)
Шины подвержены образованию стояночной деформации- это местное уплощение беговой части, вызывающее очень большое колебание радиальной силы. Оно вызывается местной временной деформацией шины (в неподвижном состоянии). Если колёса подвержены стояночной деформации шин (см. главу 6), то измерения на них нужно проводить обязательно сразу после пробной поездки протяжённостью не менее 30 км.

5. Неблагоприятное положение шины на ободе
Каждая шина и каждое колесо имеют определённое биение и (шина) неравномерную жёсткость боковой стенки. Это их нормальное, обусловленное конструкцией состояние. Может произойти так, что хотя колесо и шина находятся в допуске, в собранном состоянии появляются чрезмерные, вредные для автомобиля колебания радиальной силы.
Это имеет место, если высшая точка на колесе относительно его центра совпадает с самой жёсткой зоной боковой стенки или высшей точкой на шине. В этом случае сила, действующая на автомобиль от колеса, складывается с силой, действующей от шины, так что сумма этих сил выходит за допустимое значение. С помощью процесса подгонки (Matchen) шины на ободе обеспечивается, чтобы эти силы, наоборот, вычитались, то есть результат становится лучше, чем может дать отдельно это колесо и отдельно эта шина.
Балансировочный станок Hunter с обкатным роликом может при помощи измерения предложить положение идеального совмещения данной шины и данного колеса. Без такого балансировочного стенда можно только попробовать провернуть шину на ободе на 90° и при последующей пробной поездке проверить поведение автомобиля.
Примечание: Проведение подгонки предполагает, что обод в зоне посадочных полок тщательно очищен, см. п. 4b.

6. Стояночная деформация шины (Flatspoting)
Стояночная деформация или Flatspoting (английское слово, означающее «плоское место») представляет собой временную деформацию неподвижной шины под нагрузкой. Шина, деформируясь под действием веса автомобиля, станвится плоской в зоне пятна контакта с дорогой. При достаточно длительной стоянке автомобиля из-за «эффекта памяти» возникает временная, обратимая деформация. Её можно устранить за счёт «обкатки» шины при пробной поездке. На образование стояночной деформации особенно сильно влияет давление в шине, время стоянки и температура. При недостаточном давлении и стоянке автомобиля на горячих шинах время образования стояночной деформации может сократиться до нескольких часов с момента остановки автомобиля.
Образованию стояночной деформации особенно подвержены шины концепции Runflat мс более высоким индексом скорости, поскольку у них более массивная и прочная беговая часть и каркас.
Образование стояночной деформации представляет собой обычное, обусловленное конструкцией свойство шин, которое нельзя рассматривать как дефект. В автомобилях до их поставки образование стояночной деформации предотвращается за счёт повышенного давления в шинах и перекатываний автомобиля с места на место (см. предписания по хранению).

Если в автомобилях при длительной стоянке до их поставки всё-таки образуется стояночная деформация, то можно действовать следующим образом:
• Снизить давление в шинах до 1,5 бар.
• Выполнить пробную поездку протяжённостью 30 км (следует избегать интенсивных разгонов, торможений и агрессивного маневрирования).
• Непосредственно после пробной поездки следует поднять автомобиль на подъёмнике и полностью разгрузить колёса.
• Поднять давление в шинах до 4,0 бар.
• Оставить автомобиль на подъёмнике не менее чем на 4 часа.
• Снизить давление в шинах до предписанного значения, указанного на наклейке с данными автомобиля.
Стояночную деформацию нельзя рассматривать как производственный дефект. В связи с этим рекламации по шинам, у которых при анализе не будет обнаружено иных дефектов, не принимаются, а соответствующие расходы сервисных центров компенсироваться не будут.

7. Передача вибраций от поверхности дороги
Раличная шероховатость дорожного покрытия может вызывать вибрации автомобиля, схожие с вибрациями от дефектных шин. Поэтому автомобиль следует проверять на различных дорожных покрытиях. При необходимости следует найти контрольный участок, на котором передача вибраций от дороги исключена.

Решение в условиях сервиса
При большинстве рекламаций, связанных с вибрациями колёс, бывает достаточно тщательного проведения балансировки на обычном балансировочном станке. При необходимости следует рассмотреть, нет ли стояночной деформации, и оценить поведение данного автомобиля после основательной пробной поездки с достаточно продолжительной обкаткой шин.

Если собственно балансировки окажется недостаточно, выполнить следующее:
• Для пробы использовать комплект колёс от другого автомобиля сходной модели. Эти колёса должны точно соответствовать данной модели в части размеров и вылета диска. Для пробы следует использовать оригинальные алюминиевые колёса SKODA, которые обладают очень точным центрированием на ступице.
• Эти колёса необходимо подвергнуть измерениям на станке Hunter VAS6230(A) с обкатным роликом и провести их подгонку. Это станок прозволяет произвести тщательную проверку колёс и шин по отдельности и в сборе. К измерениям должен допускаться только хорошо обученный, опытный персонал.
• Если все доступные возможности исчерпаны и отправляется технический DISS-запрос по ремонту, то к этому запросу следует приложить полностью заполненный формуляр, приложенный к данному указанию для службы сервиса.
 
Последнее редактирование:
Назад
Сверху